МЕДИЦИНСКИЙ ОБМАН  

Обмана в медицине всегда было очень много.
Ничуть не меньше, чем в торговле на базаре или в магазине, где все весы "отрегулированы", все товары "пересортированы" и все устройства "собраны" в соседнем подвале.
Отличие лишь в том, что медицинский обман носит очень изощренный и, я бы даже сказал, "утонченный" характер. Его не может "раскусить" обычный человек, не обладающий углубленными познаниями в медицине, экономике и некоторых других областях.

Давность мошеннических традиций в медицине подтверждает даже историческая литература. Если проанализировать древнекитайскую историю медицины, то просто поражаешься тому, как много врачей при дворе императора, да и не только при дворе, было казнено. Казнили в основном за мошенничество и во вторую очередь, за низкий уровень знаний. Чтобы допустить ученика-медика к лечению людей, его заставляли не просто сдавать экзамены, а на практике вылечить хотя бы одного человека. Благодаря такой практике некоторые ученики получали право на лечение не ранее 86 лет. История сохранила для нас такие удивительные факты. Жаль только, что у нас нет такого подхода.

Возьмем другой хороший пример – иглоукалывание. Американцы провели опыт сколь простой, столь и остроумный. 2 большие группы людей по 500 человек лечили иглоукалыванием. В одной группе иглы вводились строго по точкам, а в другой "куда попало". Причем ни врачи, ни пациенты сами не знали, куда они вводят иглы. Все проводилось по заданному алгоритму (указанию). Какого же было всеобщее удивление, когда выяснилось, что лечебный результат в обеих больших группах был совершенно одинаков. Сначала это сильно пошатнуло позиции иглорефлексотерапии во всем мире, но потом как-то само собой все рассосалось и пошло по наезженной колее. И это только один из очень многих примеров древнекитайской медицины. Привести же их можно очень много.

Мы все подсознательно чувствуем, что нас обманывают, только не можем понять, как и почему. Недалекие врачи, недействующие лекарства, позорно низкий уровень преподавания в ВУЗах, операции, после которых людям становится почему-то хуже, хотя по логике вещей все должно быть наоборот. Все это только верхушка айсберга. Если копнуть поглубже, можно найти вполне конкретные причины и увеличения смертности, и падения рождаемости, и того, что вокруг нас практически исчезли здоровые люди. Все чем-то болеют. И чем дальше, тем больше.

Даже люди далекие от медицины удивляются, насколько плохим стало здоровье окружающих людей по сравнению с тем, что было даже 2-3 года назад, не говоря уже о временах более давних.

Чиновники от медицины очень любят цитировать слова Маркса о том, что человеческое тело, мол, от природы смертно и болезни поэтому неизбежны. Только давайте не будем забывать, что Маркс был человеком бесконечно далеким от медицины, как, впрочем, и Энгельс, который говорил, что человека из обезьяны сделал труд, но сам, однако, нигде никогда не работал. Единственное, в чем эти люди были поистине гениальны – это мошенничество в особо крупных (причем планетарных) размерах. Я не шучу. Организация стачек и забастовок, которыми Маркс занимался всю жизнь, резко понижала биржевые котировки и позволяла Энгельсу скупать ценные бумаги по смехотворной цене. Когда скупка завершалась, Маркса и след простывал. Выяснялось, что рабочий класс живет очень даже неплохо, и все сами не могли понять, как это они дали втравить себя в такую авантюру. Стачки и забастовки как-то сами собой рассасывались, биржевые котировки взлетали до небес, и Энгельс продавал ценные бумаги по самым высоким ценам, умножая общий с Марксом капитал в несколько раз. История того времени не знает более крупных финансовых "кидал". Это были баснословно богатые люди, которые манипулировали целыми странами и провоцировали военные конфликты, заранее зная их исход и утраивая капитал на каждой войне.

Нынешние финансовые кидалы куда опаснее. Они действуют тоньше и изощреннее. Грабеж людей среди бела дня с помощью войн уже устаревает. Войны стоят все дороже, и раздуть их на пустом месте становится все труднее и труднее. Через финансовые пирамиды все уже прошли, в банковские вклады и проценты тоже верить перестали. Начинается самый последний и самый грязный этап. Деньги делаются на болезнях людей.

Я специально акцентирую внимание на том, что деньги делаются не на здоровье, а на болезнях. Со здорового человека денег не получишь, а вот больного запросто можно обобрать до нитки. Чтобы отнять деньги у здорового человека, нужно дать ему сначала образование и квалификацию, затем дать возможность заработать (на собственном производстве) и лишь потом реализовать хитроумный план по отъятию у него денег. Этим с утра до вечера занимаются правительства всех стран, и заниматься этим им становится все труднее и труднее. То ли дело человек больной. Если же человек ничем не болеет, его запросто можно сделать больным, причем сделать очень быстро. Экономия времени достигается колоссальная. Можно даже государственную политику выстроить таким образом, что люди изначально будут рождаться больными. Тут уж медицинским кидалам полная "лафа". Человек всю жизнь на одни только лекарства работать будет, но об этом речь еще впереди. Перейдем поближе к делу:

ПРИМЕР №1. "СПИДовый" обман


Начну с самого яркого примера – вируса СПИДа. С момента появления на планете вируса СПИДа прибыль производителей и торговцев презервативами увеличилась по самым скромным подсчетам в 50000 раз. Если учесть, что сейчас все крупные производители и продавцы объединены в одном лице в мощные вертикальные маркетинговые структуры с огромными финансовыми возможностями, им вполне по силам профинансировать создание любого вируса, до какого только может додуматься человеческая фантазия. А она поистине безгранична.

Я очень хорошо помню появление вируса СПИДа и волну публикаций. В средствах массовой информации высказывались различные теории появления СПИДа, причем одна нелепее другой. Одни говорили, что СПИД возник сам собой в результате мутации вирусов, другие считали, что произошла утечка вируса из военной лаборатории, где он был получен путем генной инженерии. Третьи писали, что вирус СПИДа был всегда, просто о нем якобы ничего не знали, а смерть в результате СПИДа приписывалась смерти от других заболеваний. Были люди, утверждавшие, что СПИДом человек заразился от обезьяны. Авторам этой идеи, очевидно, лучше было знать, от кого человек заражается.

Ни одна из этих версий никакой критики не выдерживает. В результате мутаций никоим образом вирум СПИДа сам собой возникнуть не мог. Как раз на момент всех этих публикаций я изучал бактериологию и вирусологию. Вирусы к мутациям не способны. Ведь они не способны к делению и размножению. Вирус имеет строение более простое, нежели клетки. Это просто цепочка ДНК, окруженная оболочкой. Ни ядра, ни других органов клетки вирус не имеет. Те вирусы, которы окружают нас сейчас, возникли задолго до того, как появились на земле первые самые примитивные живые организмы. Такими они до сих пор и остаются, т.к. измениться они даже в принципе не могут. Когда-то очень давно в результате эволюции вирусы образовались из бактерий. Но на этом их эволюция и закончилась. У вирусов в природе есть только 2 пути: либо навсегда оставаться жить в том виде, в каком они есть сейчас, либо погибнуть в процессе эволюции. Все пути модификации и изменчивости они сами себе отрезали. Динозавры превратились в птиц и ящериц1, а вот вирусам путь к любым превращениям уже отрезан.

1Динозавры не вымерли, как многие считают, и это уже доказано. Они просто измельчали.

Никаких утечек из военных лабораторий тоже быть не могло. Во-первых, во всех бактериологических лабораториях многократная степень защиты, полностью исключающая любые утечки. Во-вторых, в военных лабораториях не работают с такими маловирулентными (малозаразными) вирусами. Военные вирусы таковы, что передаются воздушно-капельным путем и убивают человека очень быстро, в течение нескольких часов. Вирус же СПИДа совсем не такой. Воздушно-капельным путем он не передается. Даже если вы выпьете пробирку с кровью больного СПИДом, вы можете не заболеть. Вирус уничтожит соляная кислота желудка. Даже при половом контакте с больным человеком вирус передается лишь в 20% случаев. Гарантированное заражение происходит лишь в том случае, если в вену человека вводится кровь больного СПИДом. Убивает человека вирус тоже далеко не сразу. С момента открытия вируса СПИДа лишь 25% ВИЧ-инфицированных умерли. Остальные до сих пор остаются носителями. Военные вирусы так не работают. Бессимптомное носительство никак не может быть биологическим оружием. Оно может быть лишь орудием запугивания и выманивания денег. Подумайте сами: на планете есть люди, готовые отдать за излечение даже не миллионы, а миллиарды (долларов так долларов, если мы все так уж привыкли к этой в высшей степени условной единице).

Теория заражения человека от обезьяны тоже не выдерживает ни малейшей критики. Если уж человек заразился от обезьяны, то сразу возникает вопрос: откуда взялся СПИД у обезьян? Как мы уже знаем, сам собой он возникнуть не мог. И другой не менее интересный вопрос: почему тогда обезьяны до сих пор все не вымерли? Ведь вирус СПИДа размножается в геометрической прогрессии.

Не надо быть семи пядей во лбу для того, чтобы понять: возникновение вируса СПИДа на Земле и его триумфальное шествие по планете изначально имеет чисто экономическую подоплеку.

Вслед за индустрией презервативов резко шагнула вперед индустрия одноразовых шприцев, капельниц и т.д. Они принесли денег еще больше, чем презервативы. Примеры можно приводить бесконечно. Производство медицинской продукции для лечения и профилактики СПИДа растет как снежный ком. Каждые 2 года количество ВИЧ-инфицированных в нашей стране удваивается. Дело скоро дойдет до того, что даже супруги начнут обниматься в гидрокостюмах. И я не так уж сильно утрирую. Не будем забывать, что население такой страны как Кения уже на 40% ВИЧ-инфицированно и сейчас ее называют одним гигантским саркофагом.

Нас ждет приблизительно то же самое, если не будут приняты самые экстренные меры. Какие? А вот здесь-то и начинается самое сложное. Чтобы не прослыть критиканом, критик должен взамен критикуемых им недостатков внести конструктивные предложения. Тогда он будет действительно критиком, а не критиканом. Но если бы вы знали, насколько сложны те меры, которыми можно победить СПИД хотя бы в одной отдельно взятой стране. Я не зря акцентирую внимание на одно отдельно взятой стране. Начинать бороться со СПИДом в мировом масштабе совершенно бесполезно, т.к. самые крупные мировые финансовые структуры (так называемое надмировое правительство) как раз заинтересованы в победоносном шествии СПИДа по планете. Здесь наши интересы противоположны. Заражали и заражать будут.

Попробую изложить свое видение проблемы борьбы со СПИДом в одной отдельно взятой стране и сразу оговорюсь: те меры, которые я предложу, должны проводиться одновременно. Только тогда мы можем получить хоть какой-то положительный результат и затормозить расползание пандемии (эпидемии), захватившей земной шар.

Для борьбы с самой большой угрозой нашего времени необходимы:

1. Целый пакет новых законов и изменение старых законов, исходящие от законодательной власти. История знает примеры (комиссия Сперанского), когда за короткий промежуток времени было принято большое количество законов на благо страны.
2. Пакет подзаконных актов и огромные усилия исполнительной власти по претворению новых законов в жизнь.
3. Материальное обеспечение строгого выполнения принятого законодательства. Причем делать это надо и за счет еще большего урезания и так уже донельзя искалеченного госбюджета. Необходимо пойти по тому же самому пути, по которому идут большинство развитых стран – выпустить на международный финансовый рынок ценные бумаги и доход от их продажи пустить в дело. Так делают все. И почему мы должны быть исключением? Ведь это заведомо ставит нас в невыгодную позицию. Каждый год, когда страны ОПЕК вводят очередные квоты на добычу нефти, Россия добровольно (?) присоединяется к этим квотам. Сколько десятков миллиардов долларов мы теряем на этом, никто не считал. Недосуг, видно. Самые дешевые и качественные в мире алмазы, самая дешевая электроэнергия, 70% мирового запаса пресной воды – это все так, семечки, в расчет не принимается. Чуть что, нет в бюджете денег и все тут!
4. Работа всех государственных и негосударственных медицинских учреждений должна быть радикальным образом перестроена так, чтобы распространение вируса СПИДа стало невозможным даже в принципе. Сумели изобрести, сумеем и уничтожить.
5. Должна быть создана на государственном уровне и притворена в жизнь целая политика по морально-этическому воспитанию молодежи. Ценность брака и семьи снова должна стать такой же, какой она была всего лишь 20 лет тому назад.
6. Церковь, которая от нечего делать вмешивается во все дела государства к месту и не к месту, при этом, однако, ничего конкретно не делая, должна, наконец, заняться возрождением семейных и культурных ценностей. Чем, впрочем, она всегда и занималась ранее. Перевоспитание проституток принесет толку больше, чем гуманитарная помощь уголовникам, которые, как в сказке Гайдара, только "жрут и радуются".

Каким бы не был Владимир Ильич Ленин, едва придя к власти, одним из своих первых указов он делает указ "О борьбе с проституцией и венеризмом". По этому приказу все проститутки собирались в специальные трудовые колонии, где получали лечение и обучались какой-либо профессии. Отпускали их из колонии только после полного излечения от венерических заболеваний и получения достаточной квалификации. В каждом ЗАГСе работал врач-венеролог и без его разрешения нельзя было заключать браки.

Я не сторонник излишне радикальных мер и помещения больных СПИДом в специальные колонии. Но ведь их количество сейчас настолько велико, что они вполне способны жить отдельными районами со своими школами, магазинами, клубами и ресторанами. Почему бы не подумать о таком варианте развития общества? Иначе очень сильно пострадают права человека. Не их, ВИЧ-инфицированных, а наши с вами права. Права на жизнь без СПИДа.

Только вот что-то подсказывает мне, что не будет наше правительство спешить с принятием новых законов. Оно сейчас занято более важным делом – обворовыванием старух и спаиванием молодежи.

Церковь тоже не спешит бороться за нравственность. В одних государствах за веру убивают, а у нас церковь любит говорить и собирать пожертвования. В Древней Руси с проституцией боролось не государство, а именно церковь, которая, кстати говоря, имела свой карательный аппарат. Нынешние батюшки больше обеспокоены возрождением льгот на растаможивание сигарет. Даже на детскую порнографию им наплевать, а ведь именно оттуда идут корни как детской, так и взрослой проституции со всеми вытекающими последствиями.

Другой, не менее яркий пример медицинского обмана – грипп и острые респираторные заболевания. На них, пожалуй, и делаются сейчас основные деньги. Только это уже совсем другая история.

ПРИМЕР№2: ПРОСТУДНЫЙ ОБМАН (Грипп, ОРЗ. и др.)



Простужаемся мы все регулярно, а некоторые отдельно взятые товарищи постоянно. Так уж получилось, что в детские годы я простужался довольно часто, впрочем, как и мои ровесники. Позднее, во время учебы в мед. Институте я бук-вально "достал" всех профессоров простым вопросом: почему люди простужаются? Ни один (!) профессор, ни один академик не смог ничего внятного ответить мне на этот вопрос. Несли всякий бред об общем ослаблении организма, об охлаждении, не зная при этом, как именно связано охлаждение с простудой. В словах их сквозила растерянность, а на лбу просто крупными буквами было написано: "не знаю". И эти люди еще брались кого-то чему-то учить! Пришлось разбираться самому. Картина открылась до безобразия простая.

Я никогда не верил рассказам о том, что крупнейшие фармацевтические концерны во всем мире постоянно выпускают в воздух в метро и других многолюдных местах вирусы гриппа. Гриппом, кстати говоря, можно заражаться и через обычную водопроводную воду. Всё это казалось мне просто чушью. Но когда я узнал, что весь мировой оборот наркотиков не превышает 3% мирового оборота аспирина, я крепко задумался. Рассказы о преднамеренном заражении людей не кажутся мне больше такой уж откровенной выдумкой. Там, где дело касается многомиллиардных оборотов нет однозначных ответов ни на какие вопросы. Ведь кроме аспирина есть масса других жаропонижающих средств. Все вместе они приносят до 70% прибыли в зимний сезон. Всех поразила недавняя вспышка атипичной пневмонии в Средней Азии, но мало кто обратил внимание на то, что это были страны, лидирующие в производстве риса. Их конкуренты - Китай(основной поставщик риса на планете) и США - основной поставщик зерна - это очень сильные страны. Им по силам профинансировать любую крупную акцию в любой точ-ке планеты. Если уж из-за риса началась война во Вьетнаме (он в то время лидировал по экспорту риса на планете), то почему нельзя допустить, вспышку инфекции по той же причине? Обычная бактериологическая война. Мы изучали такие войны ещё в школе. Здесь есть о чем подумать.

ПРИМЕР№3: СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМАН.

Вряд ли найдется среди нас хоть один человек, у которого никогда не болели бы зубы. Кариес зубов вещь распространённая. Назойливая реклама зубной пасты и дурацкой жевательной резинки, которая якобы препятствует развитию кариеса, а на деле приводит к развитию болезней желудка, начинает напоминать коммунистическую пропаганду в самом дурном ее варианте. Короткий лозунг повторяется бесконечно и (рано или поздно) внедряется в подсознание. Спрос на пустышки растет. Какая-то там несуществующая ассоциация "рекомендует" (обратите внимание на это слово ни к чему не обязывающее, за которое нельзя призвать к ответственности ) жевать резинку, вызывающую гастрит.

Реальная же картина такова. Во всем мире существует только одна марка зубной пасты, которая хоть как-то препятствует развитию кариеса. Это американская зубная паста "Крэст" и стоит она достаточно дорого. Существуют прививки от кариеса, эффективность которых очень велика. (Прививки от беременности то-же есть, но об этом речь ещё впереди). В конце-концов прием обычного грошового препарата - одного из витаминов, начисто блокирует кариес, но в учебниках этой информации нет и не будет. По аналогии с предыдущими примерами ответ вы можете уже найти сами. Услуги стоматологов стоят дорого и чем дальше, тем дороже. Реальная цена самой дорогой полимерной пломбы намного дешевле трамвайного билета. Такой сверхприбыльный бизнес никто из рук выпускать не собирается. Наоборот, он развивается невиданными темпами. Попробуйте спросить любого стоматолога куда делись всем нам знакомые с детства (я имею в виду своё поколение) металлические пломбы. Среди стоматологов много порядочных людей, но даже они могут быть искренне уверены, что исчезновение амальгамы (так на языке медиков называется металлическая пломба) - это какая-то роковая случайность. Те что поглупее ответят, что полимерные пломбы - достижение науки и т.д. и т.п. Истинная же причина исчезновения амальгамы заключается в том, что она является очень дешёвой и вечной пломбой если, конечно, она поставлена руками, растущими от плеч. Все полимерные пломбы являются временными, даже если их ставит гений стоматологии. Товарооборот - вот фетиш нашего времени.

ПРИМЕР№4: ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ. Или ,,БАД,,яжный обман.


Биологически активные добавки (БАД) знакомы каждому. Если сами не пробовали, то уж рекламу их чудодейственных способностей излечивать едва ли не все недуги - от импотенции до рака - видели наверняка. Производители и продавцы БАД сформировали у значительной части населения веру в эффективность и безопасность БАД в силу их "натуральности" - в качестве альтернативы лекарствам (химия-с...). Объем рынка БАД в России оценивается в $1,5-2 млрд. Это ни много ни мало - около 2/3 от объема рынка лекарств. Жутковатые цифры. Но и они скорее всего не отражают действительности, поскольку до половины добавок продается не через аптеки и даже не через "Лавки жизни", а по линии МЛМ, посредством "горячих" линий, через редакции разнообразных "оздоровительных" журналов.

Место БАД определено самим их названием - биологически активные добавки к пище. И этим, в общем, все сказано. Так же их определяет и закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов": "Биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов". Таким образом, все ссылки на профилактические или лечебные свойства БАД остаются исключительно на совести продавцов. К тому же закон "О лекарственных средствах" четко определяет: все вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, - это лекарственные средства. У подавляющего числа чудо-БАД в гигиеническом сертификате при регистрации записывается только: "общеукрепляющее (или вспомогательное) средство" или же "источник" каких-либо важных пищевых веществ (биофлавоноидов, бета-каротина и т. п.). Рекламные заявления с броскими посулами типа "стопроцентный эффект, никаких побочных действий и противопоказаний" появляются уже потом, на стадии реализации добавок. В рекламе БАД изобретательно камуфлируют под лекарства, называя их "препаратом", "средством" и т. п.

Потребителю непросто разобраться, где добавка, а где лекарство. Помочь в этом должны врачи. Но многие врачи тоже включились в БАД-бизнес, они активно рекомендуют купить добавки в определенной фирме, работая "за процент", а то и продают их прямо в своем кабинете. По результатам опросов, проведенных московским агентством "Бизнес-Эксперт-К", каждая пятая покупка БАД совершается именно по рекомендации врачей.

Те же доктора, кому здоровье их пациентов действительно дорого, говорят, что увлечение БАД может оказаться вовсе не безобидным. Ожидая чуда от "древнекитайской" пилюли или, наоборот, "последнего слова науки", больной теряет драгоценное время. А когда, перепробовав разрекламированные средства, наконец попадает к врачам, те диагностируют уже хронический характер заболевания или его осложнения.

Еще одна проблема - самодиагностика и самолечение. Устанавливать диагноз, назначать лечение и делать прогноз должен все же врач, а не реклама (и не сам больной). Даже самые симпатичные "травки" в определенных ситуациях и в определенных дозах могут нанести вред. Именно поэтому реклама лекарств, отпускаемых без рецепта, не позволяет себе той безответственности и несерьезности, которая столь свойственна рекламе добавок. При этом большое число покупателей БАД - это не самые богатые наши соотечественники (см. врезку). Они предпочитают тратить деньги из своего скромного бюджета по строке "медицина" именно на БАД, экономя на современных лекарствах либо покупая те, что подешевле.

Казалось бы, среди тех, кто (как и врачи) должен противостоять экспансии БАД на "лекарственную" территорию, производители и продавцы собственно лекарств. Однако многие из них также интегрируются в этот прибыльный бизнес. Так, в информационных материалах компании "Протек" (один из лидеров оптовой торговли лекарствами в России) можно прочесть: "...наш прайс-лист содержит большое количество БАД отечественного и иностранного производства. В эту группу входят позиции, которые проявляют различное фармакотерапевтическое (!) действие... "Протек" постоянно осуществляет поиск на рынке новых высокоэффективных (!) БАД, включает их в прайс-лист. А один из крупных отечественных производителей лекарств - ОАО "Нижфарм" - не так давно объявил тендер на производство, фасовку, упаковку, маркетинг и продажи БАД, зарегистрированных в России. Только в последнее время усилия многих специалистов заставили Минздрав и главного санитарного врача более активно отвоевывать у добавок жизненное пространство для лекарств. Во всех законах РФ и постановлениях, регулирующих регистрацию, производство и безопасность БАД, они поставлены на свое место - в категорию "продукты питания". А Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", вступившие в силу весной, прямо обязывают производителей указывать на этикетке: "Не является лекарством". В приложении к этому документу опубликован список более 200 растений, запрещенных к использованию в составе БАД, а также список 10 растений, из которых запрещено производить монокомпонентные БАД, - это тоники (женьшень, элеутерококк, лимонник и т.п.), зверобой, гинкго билоба и йохимбе. Кстати, для приверженцев последнего средства сообщим, что года три назад в ходе международного широкомасштабного (несколько тысяч человек) и длительного исследования было доказано, что йохимбе не обладает свойствами, повышающими потенцию у мужчин.
Мимикрия под лекарства.

Производители БАД сдаваться не собираются. Под огнем критики их "лечебной" рекламы ими освоен еще один способ мимикрии под лекарства - клинические испытания (для получения "морального права" на такую рекламу). Это заманчивая идея - зарегистрировать нечто съедобное под видом БАД, получить гигиенический сертификат (такой же выдается, например, на туалетную бумагу и жевательную резинку), провести "клиническое" испытание с привлечением двух-трех десятков человек, и все - новое "чудо-средство" готово. Производители и продавцы БАД освоили соответствующий лексикон и теперь запросто оперируют терминами "Хельсинкская декларация" (международный документ, определяющий основные принципы проведения исследований с участием человека), "рандомизированное, плацебоконтролируемое, проспективное исследование" и т.п. Нет нужды говорить, что в большинстве таких "исследований" любой специалист по клиническим испытаниям найдет как массу нестыковок и противоречий, так и высосанные из пальца выводы об эффективности и безопасности.

Вот свежий пример подобного исследования, отчет о котором опубликовал вполне респектабельный медицинский журнал, - "Эффективность БАД "Суперсистема 6". Главный вывод отчета: эта добавка позволяет добиться более значительного снижения массы тела по сравнению со стандартной низкокалорийной диетой. Но по международным правилам (в основе которых, кстати, лежат принципы Хельсинкской декларации), новый препарат должен доказывать свою эффективность в сравнении с лучшим из существующих препаратов и лишь в исключительных случаях - на фоне отсутствия лечения или приема плацебо (пустышки).

Второй вывод - эта добавка удобна и безопасна - вообще никак не подтвержден. Принимать три раза в день по 5 (1) таблеток - удобство, прямо скажем, небольшое. Безопасность в этом исследовании также не проверялась, оценивали лишь переносимость, а это совсем не одно и то же. Третий вывод: эта БАД обладает общеукрепляющим действием и восполняет дефицит основных витаминов и минералов, неизбежно (!) возникающий в организме при назначении гипокалорийной диеты. Мало того что 40 пациентов из контрольной группы были, оказывается, обречены исследователями на гиповитаминоз, так и заявление о восполнении витаминов и минералов лабораторно тоже никак не доказано. Что произошло с этими пациентами после 3 месяцев наблюдения в этом исследовании, также неизвестно (действительно серьезные исследования подразумевают более длительные сроки наблюдений). Изучать отдаленные результаты применения своих чудо-добавок их производителям (продавцам) совсем неинтересно. Исследование им нужно только формально, для рекламы.

А вот упомянутые в отчете среди "благоприятных" эффектов "Суперсистемы" нормализация стула и увеличение диуреза приоткрывают тайну ее эффективности - добавка может влиять на вес человека за счет послабляющего и мочегонного эффектов. За счет этих эффектов работает и большинство других добавок, продвигаемых под столь заманчивым для многих лозунгом - "контролирует массу тела".

Между прочим, новый документ Минздрава - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) - касающийся регулирования производства и оборота БАД (его принятие ожидается со дня на день), должен запретить на упаковке (этикетке) указывать "для контроля массы тела" и предписывает называть лишь само действие добавки ("мочегонное" или "послабляющее") - именно для того, чтобы не вводить потребителя в заблуждение. Об этом в ноябре на конференции по БАД в рамках выставки "Аптека-2002" рассказал профессор кафедры гигиены питания и токсикологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Борис Суханов. Помимо этих указаний на этикетках (упаковках) допустимы лишь следующие: "дополнительный источник пищевых и/или биологически активных веществ", "для нормализации или улучшения функционального состояния органов и систем", "общеукрепляющее", "нормализация микрофлоры" и "энтеросорбенты". Этими свойствами, собственно, место БАД в нашей жизни и исчерпывается.
Ориентируемся на Америку?

Но если уж удалось доказать фармакологический эффект добавки в серьезном, по всем правилам проведенном исследовании, - извольте, регистрируйте ее как лекарство. Со всеми предшествующими фазами исследований на токсичность, тератогенность(способность вызывать опухоли) и т.д. ровно так, как это делается для регистрации каждого лекарства.

Такой подход к регулированию оборота БАД в России постепенно входит в международное, вернее, европейское русло. В ЕС сейчас также проводятся реформы рынка добавок, основным принципом которых является установка - "все, что человек употребляет внутрь, может быть либо продуктом питания, либо лекарством". Все добавки на основе лекарственных растений надо будет перерегистрировать как лекарства, с проведением соответствующих исследований. А в категории добавок к пище останутся только продукты (питания), имеющие на своей этикетке следующие указания: "дополнительное питание", "для здорового питания", "для удовлетворения суточной потребности в...", "полезно для здоровья". К таким продуктам могут относиться лишь витамины, аминокислоты, минеральные вещества, углеводы и пищевые волокна. И все.

В США, стране мошенников и лицемеров рынок добавок более либерален, БАД там занимают промежуточное место между едой и лекарством. Они не регистрируются FDA (Федеральное агентство по продуктам питания и лекарствам), это агентство лишь контролирует правильность оформления информационных листков и, главное, следит за сообщениями о побочных эффектах БАД. А ответственность за развитие побочных эффектов лежит на производителе, который в серьезном случае может просто разориться на выплатах пострадавшему покупателю компенсаций и штрафов. Поэтому "самоконтроль" в кругу производителей БАД там крайне строг. И тем не менее, что ни месяц - на сайте FDA появляются различные запретительные или ужесточающие контроль над оборотом добавок официальные документы.

К тому же производитель в США обязан четко указать на этикетке, что данная добавка не проходила оценку в FDA и не предназначена для лечения, профилактики или диагностики. Несоблюдение этого правила рассматривается как распространение незаконного лекарства, а это очень серьезное нарушение закона. За такие вещи в США не только деньги, но и свободу потерять можно. В этом контексте немного странным показались предложения ориентироваться в регулировании рынка БАД на Америку. Эту точку зрения в своем докладе отстаивал один из идеологов признания за добавками права "лечить", директор Института (частная организация) атеросклероза РАЕН, разработчик добавок на основе чеснока и руководитель консультативной группы РАЕН по БАД профессор Александр Орехов. Кстати, Консультативный центр РАЕН по БАД через свой сайт не только консультирует по добавкам в он-лайне и занимается коммерческим продвижением "лечебных" добавок, но и не забывает о "высоком". По его рекомендации РАЕН награждает "доказавшие свою эффективность" БАД золотыми и серебряными медалями имени И.И. Мечникова. В "золотом" списке почти сто добавок, большая часть которых хорошо раскручена - благодаря "лечебной" рекламе. Удивительным образом на этом же сайте с материалами по продвижению "лечебных" БАД мирно соседствуют статьи руководителей Госсанэпиднадзора и директора НИИ питания РАМН, в которых о добавках говорится исключительно в контексте компенсации нерационального питания. И к тому же довольно резко критикуется недобросовестная "лечебная" реклама добавок (см. врезку).
Таблетки еду не заменят.

Можно согласиться, что рацион современного россиянина далек от сбалансированного и полноценного в отношении содержания витаминов, минералов и других важных пищевых веществ. В утвержденной в 1998 г. правительством программе "Политика здорового питания в России" заложен принцип устранения дефицита в рационе важных пищевых веществ за счет выпуска обогащенных важными для здоровья пищевыми веществами продуктов питания. Сегодня таких продуктов массового потребления, позволяющих сделать наш рацион максимально приближенным к полноценному, выпускается немало. И ряд пищевых добавок действительно может помочь сбалансировать и компенсировать недостаток некоторых биологически активных веществ в нашем рационе. Но даже в рекламе таких добавок нельзя противопоставлять их здоровому сбалансированному питанию. Например, в упоминавшейся директиве ЕС специально оговорено, что маркировка добавок должна иметь указание: "Добавку к пище нельзя использовать в качестве замены сбалансированного питания".

Выводы сколь очевидны, столь и скучны: чудес - вроде излечения от рака с помощью чудо-таблеток или похудания кило на 20 за месяц - не бывает. Гораздо рациональнее тратить деньги на то, чтобы сделать питание полноценным и сбалансированным, употреблять больше здоровой растительной пищи, ограничив прием жирных, рафинированных и калорийных продуктов. И тем более не следует попадаться на рекламные посулы "лечебных" добавок, действительную эффективность и безопасность которых придется доказывать еще очень и очень долго. А предложат добавки - можно ответить: спасибо, больше не надо.

Министерство здравоохранения Российской Федерации Письмо 2510/8034-02-32 от 2 августа 2002 г. Вяло критикует появление новых БАД, т.к. само производит добрую их половину. И эта критика больше напоминает конкурентную борьбу.

О РЕКЛАМЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. И вашим и нашим за копейку спляшем--вот принцип нынешних газет. "В средствах массовой информации в течение длительного времени распространяются материалы рекламного характера о биологически активных добавках (далее БАД) к пище. В них во многих случаях представлена недостоверная информация об их лечебных свойствах, вводящая население в заблуждение. Это относится, в частности, к таким БАД к пище, как "Бионормалайзер" в газете "Московский комсомолец", N166 от 30.07.02, N 160 от 23.07.02, N142 от 02.07.02, в газете "Центр-РLUS", N 22 за 2002 г.; "Новый суперЙОХИМБЕ" в газете "Московский комсомолец", N 146 от 06.07.02; "Ревматон" и "ГЕПАТОН" в газете "МК-здоровье", N 7 за 2002 г.; "Новопрост" в газете "Московский комсомолец", N143 от 03.07.02; "Красный корень" в газете "Труд-7" от 25.07.02; "Изовит-Е" в газете "Московский комсомолец", N149 от 10.07.02; "Сабельник-Эвалар" в газете "Труд-7" от 18.07.02 и в газете "Аргументы и Факты", N 28 за 2002 г.; чай "Жуйдемен" в газетах "Мир новостей" N31 от 30.07.02 и "Аргументы и Факты" N18-19 за 2002 г. Так, препарат "Новый суперЙОХИМБЕ" зарегистрирован в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства для мужчин, а рекламируется в качестве средства для повышения потенции, усиления либидо, снятия воспалительных процессов в предстательной железе, усиления оплодотворяющих способностей и т.п. Ни разу в своей медицинской практике я не видел случая, чтобы этот препарат усилил мужскую потенцию. Другой препарат - "Сабельник-Эвалар" - зарегистрирован в качестве общеукрепляющего средства при повышенных нагрузках на опорно-двигательный аппарат, а рекламируется как средство выведения соли из позвоночника, шейных позвонков, снимающее боль и отечность в суставах, "им лечат и вылечивают межпозвоночные грыжи дисков..."; гарантируется, что через 1 месяц происходит выздоровление. Как врач и эксперт могу сказать только одно: межпозвоночные грыжи лечатся исключительно хирургическим путём. Обещать в данном случае выздоровление от какой то пищевой добавки напоминающей собачий корм--это всё равно, что обещать отрастание заново ампутированной руки или ноги. В отдельных СМИ при необоснованной рекламе делается ссылка на мнение некомпетентных общественных организаций: Консультативный центр по БАД к пище РАЕН; Центр "Живица" павильона "Здоровья" ВВЦ и др. Вся иная информация рекламного характера противоречит действующему законодательству, в том числе закону "О защите прав потребителей", и может нанести непоправимый вред здоровью населения.

В связи с вышеизложенным Минздрав России разъясняет, что в случае несоответствия рекламы БАД содержанию Регистрационного удостоверения, выдаваемого Минздравом России, он оставляет за собой право обратиться в соответствующие компетентные органы по поводу нарушения рекламного законодательства.

Первый заместитель министра, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г. Г. Онищенко

Светлана ЗАВИДОВА; "КТО ТЕПЕРЬ ВСПОМНИТ ПРО "ЛАБРЕ-ДЖАСТ"? Юридический советник КонфОП Светлана Завидова в интервью "Фокусу" рассказывает, кто и каким образом контролирует (или не контролирует, хотя должен) ситуацию с распространением биологически активных добавок.

- Кто должен контролировать рекламу БАД?

- В законе "О рекламе" есть статья "недостоверная реклама". В отношении методов продвижения БАД мы имеем дело именно с недостоверной рекламой. Зачастую (Не зачастую, а всегда. Хватит сюсюкать.)можно говорить не только о недостоверной, но даже о заведомо ложной рекламе. Производители БАД идут на заверения о терапевтических свойствах их продуктов, и я сильно сомневаюсь, что при этом они не понимают - для подобных заявлений оснований нет.(А как они могут понимать?).

Контроль за соблюдением рекламного законодательства - прерогатива Министерства по антимонопольной политике. МАП вправе возбуждать дела как самостоятельно, так и по заявлениям любых лиц - и юридических, и физических. Это, кстати, могут быть не только пострадавшие потребители, но и конкуренты. Законодательство не ограничивает круг обращающихся в МАП. В законодательстве имеется, по крайней мере, на бумаге, и механизм выявления и пресечения нарушений рекламного законодательства, позволяющий бороться с подобными нарушениями. Однако с работой этого механизма есть проблема. Можно, конечно, говорить о совершенствовании законодательства, можно внести отдельную статью в закон "О рекламе", которая конкретизировала бы возможные методы продвижения БАД, но ситуацию это изменит мало. Ведь основная проблема все же в невыполнении требований действующего законодательства.

- Почему этот механизм пробуксовывает? - МАПу приходится заниматься всем рекламным рынком, а он просто огромен. К тому же реклама БАД - вещь довольно специфическая, и эксперты министерства в области рекламы не обладают специальными познаниями в отношении оценки свойств этих специфических продуктов.

Вот иллюстрация. В июне мы подали в МАП заявление о нарушении рекламного законодательства сразу по шести БАД - это "Артрон", "Бионормалайзер", "Вега плюс", "Глюколайф", "Катарон", "Нестарит", "Псориклин", "Оптимал плюс", "Флеборон". Однако до сих пор дело не рассмотрено и даже не назначено к рассмотрению! МАП сначала направил запрос в Минздрав о правомерности применения тех или иных рекламных формулировок в контексте официальных рекомендаций по применению данных БАД, утвержденных Минздравом. А ответ из Минздрава с тех пор так и не пришел.

- Неторопливость Минздрава выглядит странно. Ведь недавно это ведомство выпустило письмо, выразив свое негативное отношение к торговцам некоторыми БАД, вводящим потребителя в заблуждение...

- К письму Минздрава мы относимся очень даже положительно. Однако возможности Минздрава влиять на ситуацию ограничены. Это ведомство не контролирует соблюдение рекламного законодательства. Хотя в силах Минздрава, во-первых, не допускать включения указаний на конкретные заболевания в рекомендации по применению БАД, выдаваемых при их регистрации. А такие случаи есть. Во-вторых, этот авторитетный орган как раз может выступать с официальной позицией - на уровне взаимодействия госорганов, как в случае с запросом МАПа, так и публично, как в случае с упомянутым письмом. - Что же все-таки делать?

- Обращаться в КонфОП, в МАП. К нам, кстати, часто обращаются обманутые потребители. Чаще всего это женщины среднего и старшего возраста. В печатной рекламе они не всегда замечают меленькие буковки, что рекламируемый товар - БАД, а не лекарство. Если это вообще указано. А в радио- или телерекламе их вводят в заблуждение термины "препарат" и "средство". И только заказав очередное "чудо-средство" по телефону, часто после телефонной "консультации специалиста" (это еще одно изобретение торговцев БАД - лечение на расстоянии), и заплатив за него курьеру, они обнаруживают, что купили добавку, да еще зачастую с весьма прозаическими травками или витаминами. И поскольку просто так отказаться от покупки в данном случае нельзя, они обращаются к нам с просьбой помочь расторгнуть договор купли-продажи. Основанием для этого и служит тот факт, что им была предоставлена недостоверная информация. Нам, правда, не всегда просто отыскать продавцов очередного "чуда", поскольку адрес часто не указан, а разбираться с целой чередой менеджеров по единственному указанному в рекламе телефону для заказов - тоже дело не минутное.

Между прочим, чаще всего пойманные за руку торговцы БАД хоть и со скрипом, но идут на улаживание конфликта, дабы не акцентировать общественное внимание на деятельности конкретной компании.

Кстати, многие из наиболее рекламируемых в этом году БАД мы скоро уже не увидим, им на смену придут новые добавки, не менее "чудодейственные". Кто, например, вспомнит теперь про "Лабре-Джаст", который был хитом продаж еще 4-5 лет назад. А ведь "продлевал жизнь, лечил от рака, гепатита" и еще много от чего, со ссылками на японского ученого - лауреата многочисленных научных премий.

-А что в перспективе будет с рекламой БАД? - На мой взгляд, такая, мягко говоря, наглая реклама многих БАД воспринимается с сильным раздражением со стороны общества. И не исключено, что это может вылиться в серьезные ограничения.

А пока несчастные бабушки хватаются за последнюю соломинку от всех своих хворей--на последние гроши покупают ,,натуральные,, препараты, которые даже в принципе помочь им ничем не могут. Мне приходилось наблюдать за работой фирм, торгующих ,,БАД,,ами. Там нет людей ни с медицинским, ни с фармацевтическим образованием. Они даже не вникают в состав того, чем торгуют. В ассортименте каждой такой фирмы от нескольких сотен до нескольких тысяч БАДов. Каждые 3-4 месяца ассортимент полностью обновляется. Этот срок не случаен. За это время покупатель успевает понять, что купленное им чудодейственное средство не помогает и ищет новое. Ищет и получает ту же самую пустышку. А как не искать? Ещё Вересаев описывал подобную ситуацию при царе-батюшке в своих ,,Записках врача,,. Если кто-то не читал, то очень советую прочитать. Там описано всё, что творится у нас сейчас.

Не хочу огульно ругать все БАДы, т.к. знаю один (пока лишь один из них), который действительно ,,работает" это--лецитин.


ПРИМЕР№5. ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ОБМАН.



Почему лекарства не либо не помогают совсем, либо помогают очень слабо? О том, чтобы что-то вылечивать насовсем люди даже и не заикаются. А ведь это возможно. Возможно, но только не тогда. когда врач получает 25% от стоимости каждого выписаного рецепта. Если даже лекарство безрецептурное платят главному врачу. Тот собирает подчинённых и в приказном порядке велит им выписывать те или иные препараты. Не всё так мрачно и не везде ещё этот механизм работает, но с развитием рыночных отношений ситуация усугубляется. Если, например, врач, опускается до того, что сам лично ,,впаривает" своим пациентам БАДы его заинтересованность в выписке и назначении конкретных лекарств более чем очевидна.,,Клевать" на такие назначения не стоит.

В ,,лекарственной" проблеме дело не ограничивается назначением БАДов, которые так и хочется назвать ГАДами и недействующих лекарственных препаратов. Пересортица и недовложение сырья, известные каждому производственнику здесь тоже имеют место. А почему нет? Если производители и продавцы подсолнечного масла разбавляют его мукой, выпадающей потом в осадок, то почему производители лекарств должны стоять в стороне? Они тоже люди и тоже воровать хотят. Есть одно очень хорошее лекарство--ноотропил(пирацетам). По своей структуре это аминокислота. Можно лечить пирацетамом болезни, а можно принимать его просто с общеукрепляющей целью и для снятия усталости. Вреда не будет. Это лекарство, изобретённое в Бельгии в 1962г. С тех пор изобрели большое количество его разновидностей, но ни одна из них ещё не превзошла оригинал.Он до сих пор является одним из самых сильных лечебных(когда дело касается нервной системы) и общеукрепляющих средств. и Его тоже можно рассматривать как ,,работающую" пищевую добавку. Больным его назначают с целью лечения, спортсменам--с целью повышения спортивных результатов и т.д. Однажды мне позвонил мой друг-торговец лекарствами и сказал, что ему удалось достать с завода сырьё--чистый порошок из которого делают ноотропил. По его словам сырьё действовало в 5 раз сильнее, чем сам оригинальный бельгийский препарат в такой же дозе чистого вещества, которая сачала я ему содержится в таблетках исключая наполнители! Сырьё ему прислали обходными путями через США. Сначала я ему не поверил. Приехал специально, чтобы попробовать самому. Каково же было моё изумление, когда попробовав порошок из которого делают лекарство я обнаружил великолепный эффект, превосходящий по силе действия само лекарство если не в 5, то, по крайней мере в 3 раза как минимум. Это заставило меня крепко задуматься. Я вспомнил историю развития этого препарата. Сначала(в первые годы после изобретения) его назначали в весьма умеренных дозах и эти дозы помогали. Потом на протяжении 20-и лет дозы медленно, но верно росли. Лечебный эффект при этом был тот же самый. Начиналось всё с миллиграммов, а закончилось увесистыми граммами.


Познакомься с народом
Напишите мне



Сайт управляется системой uCoz